Уши теперь главнее глаз

Сегодня у каждого второго в ушах наушники, но многие слушают именно то, что раньше читали: книги

Вы заметили, как много вокруг людей в наушниках? Такое ощущение, что все больше тех, кто хочет отключиться, остаться наедине с самим собой. Впрочем, ничего нового в этом нет. В былые времена в метро и трамваях пассажиры сидели, уткнувшись в книги, журналы и газеты. Во многом из этого родилось гордое утверждение о самой читающей стране в мире. Сегодня у каждого второго в ушах наушники, но многие слушают именно то, что раньше читали: книги.

Отечественный рынок аудиокниг бьет рекорды. В прошлом году объем продаж превысил 3,8 млрд рублей, а в этом, по самым скромным прогнозам, будет преодолен пятимиллиардный рубеж. О росте выручки заявляют все профильные сервисы. У «Литнета» в первом квартале текущего года продажи аудиокниг по сравнению с прошлогодним выросли в 2,5 раза, в «Букмейте» сообщают об увеличении продолжительности прослушивания художественной литературы на 50%. Да и самого аудиоконтента становится все больше. В этом смысле показательна статистика «Литреса»: в 2023 году сервис выпустил 33 тысячи аудиокниг — почти вдвое больше, чем годом ранее.

Что это, если не новая книжная революция? «Дюну» Фрэнка Герберта, «Мастера и Маргариту» Михаила Булгакова и «Авиатора» Евгения Водолазкина уже сейчас гораздо активнее слушают, чем читают. Причины столь серьезной трансформации книжного рынка следует искать не столько в духовном, сколько в материальном. Себестоимость создания вполне качественной аудиокниги сегодня ограничивается десятками тысяч рублей. Это куда дешевле, чем выпускать книгу традиционным способом. Стоимость бумаги и полиграфии сейчас такова, что печать серьезного тиража обходится дороже выпуска аудиокниги даже с такими звездными чтецами-актерами, как Сергей Безруков или Константин Хабенский.

Причем со временем этот разрыв будет только увеличиваться, прогнозируют эксперты рынка. Создатели аудиокниг в последнее время активно экспериментируют с технологиями синтеза речи и добились на этом направлении заметных успехов. Программы эволюционировали до того, что отлично озвучивают длинные тексты. Не за горами день, когда людей будут привлекать только к чтению потенциальных бестселлеров или классической литературы, а с остальным справится искусственный интеллект.

Получается, традиционный книгоиздательский бизнес можно сворачивать? Отнюдь! Люди, десятилетиями читавшие литературу в классическом, бумажном виде, едва ли изменят своим привычкам и полностью перейдут на аудиоформат. Просто качественные издания превращаются в элитный товар. Две тысячи рублей, потраченные на не оправдавшее надежд издание, — это уже не те деньги, с которыми можно расстаться без сожаления. Выброшенных на чтение ерунды, треша денег жалко вдвойне. И тут книголюбам руку помощи протягивает аудиоформат.

Рост популярности аудиокниг имеет вполне утилитарное объяснение. По словам директора по контенту книжного сервиса «Букмейт» Юлии Мишкуц, люди благодаря гаджетам привыкают слушать художественные произведения в пробках, по дороге в метро или на беговой дорожке в фитнес-клубе. «Определенная часть читающей аудитории сознательно сделала выбор в пользу аудиоформата из-за его удобства и доступности», — уверяет эксперт. А еще опросы говорят о том, что 70-80% граждан используют аудиокниги для бесплатного или бюджетного знакомства с художественным произведением. После чего принимают решение, покупать заинтересовавшую книгу или нет. То есть для подавляющего числа слушателей аудиокнига — как пробник в парфюмерном отделе.

Еще немного фактов и цифр. Половина пользователей сервисов электронных и аудиокниг заявили, что за прошедший год стали чаще держать в руках бумажные издания. Кроме того, каждый второй подписчик говорит, что спокойно использует в повседневной жизни все три книжных формата: печатный, аудио- и электронный.

Можно, конечно, спорить о том, революция это на книжном рынке или всего лишь эволюция. И все-таки у меня стойкое ощущение, что уши в состязании с глазами побеждают.