Жизнь замечательной cтраны

В Туле языком музыки и поэзии рассказали о России

В Тульской филармонии в рамках всероссийского фестивального турне «Россия начинается в тебе», поддержанного Президентским фондом культурных инициатив, состоялся масштабный концерт-спектакль «Рожденные Россией». Прежде его уже увидели жители Саратова, Светлогорска, Москвы. Как отметила руководитель проекта Ольга Зиновьева, директор Биографического института Александра Зиновьева, «мы пытаемся объяснить людям, что такое Россия, русская мысль, русский дух».

Так супруга выдающегося русского философа Александра Зиновьева раскрыла сверхзадачу «русского историко-героического действа, посвященного крупнейшим фигурам российской истории и культуры». Кстати, дочь Александра Александровича, пианистка и композитор Ксения Зиновьева в дуэте с певицей Валентиной Соломенниковой блестяще воплотила тот самый, истинно русский дух в собственном сочинении на стихи Есенина «Гой, ты Русь...».

Показать историю Родины через судьбы людей, ее творивших – для этой амбициозной цели объединились музыка и кинематограф, драматургия и поэзия, так что проект получил не только общенациональное, но и общекультурное звучание.

В творческой мастерской автора идеи, арт-директора проекта и солистки-органистки Евгении Кривицкой, а также режиссера-постановщика, автора сценария и актера-чтеца Петра Татарицкого родился несколько лет назад жанр концерта-эпоса, концерта-саги. Год от года он продолжает выкристаллизовываться, совершенствоваться, демонстрируя всё новые грани.

«Мне кажется, что мы с Петром нашли оригинальную форму, собравшую воедино исторических личностей, великих композиторов, поэтов, писателей, драматургов. Всех тех, кем Россия гордится, кто олицетворяет для всего мира русскую культуру», – в свою очередь отметила Евгения Кривицкая.

Масштабность идеи требует соответствующего воплощения: 150 участников, около трех часов действия. Но сага – на то и сага, чтобы восприниматься как единое целое, несмотря на номерную структуру концерта. Это полноценный спектакль, построенный по строгим канонам драматургии. В нем нет длиннот, он смотрится на одном дыхании, от него ни в коем случае не устаешь. Наоборот! Хочется продолжения, чтобы вновь чувствовать радость и гордость – быть частичкой России.

Мощь великого народа воплощается на сцене силами трех хоров: Тульского государственного (художественный руководитель и дирижер – Александр Соловьёв), Академического хора Белгородской филармонии (художественный руководитель и дирижер – Елена Алексеева), а также хора Центра одаренных детей «Мастерская талантов» (руководитель – Любовь Плугатар). С ними ярко и увлеченно солировал юный воспитанник Хорового училища имени А. Свешникова Виктор Скоробродов в проникновенной песне Петра Корягина, давшей название всему фестивальному туру – «Россия начинается в тебе».

«Звуки славных фамилий, неподвластных векам...» Эти строки из стихотворения Николая Денисова могли бы стать эпиграфом всей эпической композиции. О Денисове говорят, что он мастер слова, не придумывающий строки, а записывающий то, что выходит из сердца. Кстати, поэт показал себя еще и прекрасным актером, выйдя на сцену в роли князя Дмитрия Пожарского.

Точно также не просто декламировал, но горячо проживал из образа в образ «биографию» своей страны Петр Татарицкий, то заклиная Добро монологами из романов Александра Зиновьева «Живи» и «Иди на Голгофу», то перевоплощаясь в вакхически-страшного блоковского скифа, то возвышаясь до божественного откровения о Любви из рассказа Льва Толстого «Чем люди живы».

Одним из главных действующих «лиц» представления стал орган – как в содружестве с хором и оркестром (Белгородский академический русский оркестр под управлением Михаила Токаева), так и в трио с голосом чтеца и буквально поющей ангельскую песнь скрипкой (Мария Лазарева), и, конечно, в сольных фрагментах. Исполнение Евгенией Кривицкой «Танца рыцарей» («Монтекки и Капулетти») Прокофьева стало своеобразной иллюстрацией к фильму «Александр Невский», точнее, к сцене битвы на Чудском озере. Благодаря мистическому звучанию органа и мастерству органистки у музыки появился совершенно новый смысловой посыл, ставший аллюзией к образу самого Благоверного князя. Вместе с тем в сравнительно коротком фрагменте – целая философия толстовской «Войны и мира»: ужас и смерть, торжество и победа. Без преувеличения, это был один из самых ярких моментов всей «биографической саги».

Но череда имен замечательных людей на том не завершилась. Мягкое и теплое меццо-сопрано Оксаны Никитиной, острый, яркий, заряжающий бьющей через край энергией баритон Олега Федоненко, нежное и вместе с тем сильное сопрано Галины Зольниковой, богатый и мощный бас Родиона Паульса, светлый и полетный тенор Василя Задорожного воскрешали славные «дела давно минувших дней» и образы выдающихся россиян – Кузьмы Минина, Петра Первого, Михаила Кутузова, Пушкина, Булгакова, Высоцкого...

Главным сюжетным стержнем программы стало всеобъемлющее произведение Лоры Квинт «Русский бал на четыре столетия». Музыкальная сага (вновь это ключевое определение!) – так называет его сама композитор. Выходит – сага в саге! Лоре Квинт принадлежат очень важные слова: «Истинный патриотизм должен воспитываться не призывами и плакатами, а произведениями искусства. Именно из таких мелочей, которые совсем не мелочи, как любимые стихи или любимые произведения, рождается любовь к истории своей страны».

Мысль созвучна утверждению Петра Татарицкого: «Наша постановка нацелена на то, чтобы в нынешние непростые времена искусством соединить духовно наших сограждан. Это не агитка, не пафос».

Позволю себе по-зрительски уточнить: это – созвучие сердец. Недаром «русское действо» без всякой напыщенности завершается словами Николая Денисова из произведения «Русский характер»: «Славное было, Великое будет! Там, где сплетаются судьбы, встаёт Русский Мир!»